Язык система самоочищающаяся сочинение рассуждение

Работа с текстом при подготовке к написанию сжатого изложения текст-рассуждение 3 микротемы минимум 70 слов (исходный ~ 140 слов) логика, абзацное членение. – презентация

Язык система самоочищающаяся сочинение рассуждение

1 Работа с текстом при подготовке к написанию сжатого изложения текст-рассуждение 3 микротемы минимум 70 слов (исходный ~ 140 слов) логика, абзацное членение

2 Работа с черновиком I чтениеII чтениеНа полях микротемы (план) Ключевые слова

3 Редактирование черновика Есть ли в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль каждой микротемы? Сохранена ли последовательность мыслей изложения? Есть ли логическая связь между абзацами? Какие языковые средства осуществляют связь между предложениями и абзацами?

4 Определение микротем Определение микротем только при слуховом восприятии текста (ученик должен сам установить количество микротем и абзацев) Задания ЕГЭ: А27 (начало работы / слабые классы – давать варианты ответа)

5 ЕГЭ: А27 Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.

Поэтому для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.

2) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику. 3) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.

4) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.

6 Логика текста Расставить предложения в таком порядке, чтоб получился связный текст Расставить абзацы так, чтоб получился связный текст Задания из ЕГЭ: А7(Какое предложение должно быть первым в данном тексте) А8 (Какое слово должно быть на месте пропуска в одном из предложений)

7 Сочинить текст по данным «сцепляющим словам»… к реке. У реки пароход. Он чайка. Птица серебристым светом. Серебрились…

8 Приемы сжатия текста ИСКЛЮЧЕНИЕ ОБОБЩЕНИЕ УПРОЩЕНИЕ

9 ИСКЛЮЧЕНИЕ повторов; одного или нескольких из синонимов; отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; уточняющих и поясняющих конструкций; вводных слов (некоторых, не всех!); фрагмента предложения; одного или нескольких предложений: пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части.

10 ОБОБЩЕНИЕ замена однородных членов обобщающим наименованием; замена гипонимов гиперонимом; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

11 УПРОЩЕНИЕ слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым / разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена фрагмента предложения синонимичным выражением: перевод прямой речи в косвенную; образование сложного (или простого с однородными членами) предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

12 ГИА: сжатое изложение Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим.

Умение чувствовать, умение видеть по- доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство.

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от потоков, калечащих душу. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать.

Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. По Д. С. Лихачеву 157 слов

13 ГИА: сжатое изложение (этапы работы) Нужно уметь желать добра другим, это выражение внутренней сущности человека. порыв души, человеческое достоинство, уберечь себя от равнодушия 1 прослушивание 2 прослушивание Равнодушие к нуждающимся в помощи это душевное уродство.

Необходимо развивать в своей душе сочувствие, сострадание.

Увеличивать добро в мире самая большая цель жизни человеческая сущность, сила духа, умение чувствовать, умение видеть по-доброму, показатель культуры, внутренняя работа духа жизнь ставит задачу, любовь и дружба, новые силы, мудрее

14 ГИА: сжатое изложение (этапы работы) Нужно уметь желать добра другим, это выражение внутренней сущности человека. порыв души, человеческое достоинство, уберечь себя от равнодушия 1 прослушивание 2 прослушивание Равнодушие к нуждающимся в помощи это душевное уродство.

Необходимо развивать в своей душе сочувствие, сострадание.

Увеличивать добро в мире самая большая цель жизни человеческая сущность, сила духа, умение чувствовать, умение видеть по-доброму, показатель культуры, внутренняя работа духа жизнь ставит задачу, любовь и дружба, новые силы, мудрее

15 ГИА: сжатое изложение (главная информация) Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим.

Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство.

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от потоков, калечащих душу. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать.

Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

16 ГИА: сжатое изложение (результат) Пожелание добра людям это выражение сущности человека. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение видеть по-доброму окружающий мир – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Просьба – это порыв души.

Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от него, надо развивать в своей душе соучастие и сострадание. Увеличивать добро в окружающем мире – самая большая цель жизни.

Умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее. 85 слов

17 ГИА: текст для сжатого изложения Раскрепощение, возможность свободно выражать свои мысли и чувства, игры с языком и при помощи языка – вот что характерно для русского языка нашего времени.

Опасно ли это для него? Нуждается ли современный русский язык в защите? Нет! Я думаю, что не язык нуждается в защите, а требует коррекции язык подавляющего большинства российских граждан. Нуждается в значительно более высоком уровне культуры все общество.

«Порча» языка, о которой так много пишут, затрагивает не систему языка, а языковую особенность, умение говорить. Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных устных публичных текстов создает впечатление о росте количества ошибок. Язык – система самоочищающаяся.

Еще недавно всюду говорили о «консенсусе», даже – о семейном. Где это слово? Прошло несколько лет, и оно умерло. В тоталитарные времена язык засушили, ему недоставало животворной влаги, теперь – перенасытили ею. Лишняя – уйдет. По Е. Земской, 129 слов

18 Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы 2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы 0 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста 2 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста 1 Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста0 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; нет нарушений абзацного членения. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста 0

19 Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ош.2 2 – 3 орфогр. 1 4 и более0 Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ош.2 3 – 4 пункт. 1 5 и более0 Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка2 2 грамматич.1 3 и более0 Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок2 3 – 4 реч. 1 5 и более0 Фактических ошибок нет2 1 фактич.1 20

20 Раскрепощение, свобода выражения мыслей и чувств, языковые игры – вот что характерно для современного русского языка. Опасно ли это и нуждается ли язык в защите? Не язык нуждается в защите, а требует коррекции язык большинства российских граждан, общество нуждается в более высоком уровне культуры.

«Порча» языка затрагивает не его систему, а умение говорить, особенности речи людей. Свобода пользования языком, большое число неподготовленных устных текстов создает впечатление о росте неграмотности. Язык – система самоочищающаяся. Слово «консенсус», которое еще недавно употребляли всюду, умерло.

В тоталитарные времена язык засушили, ему не хватало живительной влаги, теперь – перенасытили ею. Лишняя – уйдет. ( 94 слова)

Источник: http://www.myshared.ru/slide/355085/

Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение на тему

Язык система самоочищающаяся сочинение рассуждение

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 3

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 4

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 5

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 6

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 7

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 8

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 9

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 10

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 11

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 12

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 13

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 14

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 15

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 16

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 17

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 18

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 19

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

0

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

1

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

2

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

3

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

4

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

5

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

6

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Источник: https://znanija.site/russkii-yazyk/21438510.html

Готовимся к ЕГЭ. Пишем сочинение-рассуждение. Задание №25

Язык система самоочищающаяся сочинение рассуждение

Тематический блок . Язык и общество.

Ключевые слова.

мышление

богатство

преклоняться

понимание

мастерство

прекрасный

общение

выразительность

могучий

создание

чувствовать

гармоничный

речь

сохранять

поэтичный

Определение понятия.

Язык-система словесного выражения мыслей, которая обладает звуковыми, словарными, грамматическими средствами и служит для обмена мыслями и взаимного понимания и общения людей в обществе.

Словарь сочетаний

Язык сложный, красивый, гибкий, звучный, родной, иностранный, национальный, международный; яркий, выразительный, литературный…

Язык (чей?) жителей, аборигенов, народа; писателя, автора, Пушкина, Гоголя, произведения, романа…

Существование, происхождение, развитие, эволюция, состояние, система, нормы, история, богатство, особенность, благозвучие, бедность, примитивность… языка.

Исследовать, описывать, изучать, учить, выучить, знать, любить, понимать, забыть… язык.

На каком-либо языке говорить, писать, читать, объясняться, отражается.

Язык является чем-либо, представляет собой что-либо.

  • Язык представляет собой явление социальное.

Проблемы

Тезисы

Язык и общество

В языке отражаются изменения в обществе.

Состояние современного языка

Обеднение современного русского языка.

Развитие языка

Язык живой как жизнь.

Слово и дело

Слово-это тоже дело

Богатство и бедность нашей речи

Язык нужно бережно сохранять, как охраняют ценности

Язык литературный и разговорный

Борьба за язык есть борьба за культуру.

Речь человека и его мысли

Без слов нет мысли

Афоризмы, крылатые выражения, высказывания

  1. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий (В.Г. Белинский).

  2. У языка есть хранитель надёжный и верный; это – его же собственный и верный дух, гений (В.Г. Белинский)

  3. Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной (П. А. Вяземский).

  4. Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло (А.И. Герцен).

  5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи (Н.В.Гоголь).

  6. Бессмертие народа в его языке (Ч.А.Айтматов).

  7. Язык есть вековой труд целого поколения (В.И.Даль).

  8. Но с языком, с человеческим словом, с речью, безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли (В.И.Даль)

  9. О, как недостаточен, как бессилен язык человеческий для выражения высоких чувств души (М.Н.Загоскин)

  10. Богатство языка есть поступок (Н.М.Карамзин)

  11. Слово есть поступок (Л.Н.Толстой).

  12. Язык-это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А.И.Куприн)

  13. Язык есть одежда мысли (С.Джонсон)

  14. Язык, язык! Это душа народов. В нём читаются их судьбы (П.Беранже).

Аргументы.

  1. Огромную ценность представляет для нас «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. За полвека известный писатель, лексикограф, этнограф не только собрал более 200 тысяч русских слов, но и объяснил значение каждого, привёл примеры пословиц, поговорок. Слово, Отчизна, Правда – равнозначные понятия для В.И.Даля. он считает, что «великому народу дан и великий язык»

  2. «Мы сейчас недовольны языком, но попробуем разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества.

    Если в нашем обществе потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону. Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернёт сюда» – утверждает русский учёный-лингвист В.Костомаров.

    Язык отражает состояние общества, так что сейчас исправлять надо не язык, а общество.

  3. Чувство гордости за свой народ, восхищение неисчерпаемым богатством его духа с особенной силой проявились у И.С.Тургенева, когда он думал о родном языке.

    Подлинным гимном родному языку звучит написанное в июне 1882 года стихотворение в прозе «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». Язык самого Тургенева бесконечно богатый, образный и музыкальный. Определяя роль Тургенева в истории русского литературного языка, с уверенностью можно сказать, что язык этот создали Пушкин, Тургенев, Чехов… Их язык велик, могуч и правдив.

  4. Карамзин Николай Михайлович, русский историк, автор знаменитого труда «История государства Российского», в одной из публицистических статей определяет роль русского языка.

    Писатель сравнивает его с гордой, величественной рекой, которая «шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается». Потом «журчит нежным ручейком» и вливается в нашу душу.

    Падения и возвышения человеческого голоса образуют богатство языка и богатство мыслей.

Текст

( 1)Задумывались ли вы над тем, что такое язык? (2) Один человек говорит, другой слушает и понимает его. (3) Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. (4) С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. (5) И это происходит благодаря языку.

(6) Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: (7) «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли…» (8) Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».

(9)Есть такая легенда о древнегреческом баснописце Эзопе. (10) Эзоп был рабом философа Ксанфа. (11)Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу и купить «самого лучшего, что есть на свете», и приготовить блюда. (12) Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. (13) Когда пришли гости, Эзоп подал на стол одни только языки: жареные, варёные, солёные.

(14)Ксанф удивился и спросил, почему Эзоп подаёт только языки. (15) Эзоп ответил: (16) «Ты велел купить самое лучшее. (17)А что может быть на свете лучше языка? (18)При помощи языка строятся города, развивается культура народов.

(19) При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви.

(20)Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах. (21)Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

(22)Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. (23) В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. (24) Эзоп опять пошёл покупать языки. (25) Все удивились этому.

(26) Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: (27) «Ты велел мне сыскать самое худшее.

(28)А что на свете хуже языка? (29) Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться.

(30) язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. (31) Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. (32)Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

(33) Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.

(по Л.Т. Григорян)

Задания к тексту

  1. Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

  2. Из предложений 17-21 выпишите все местоимения.

  3. Из предложений 13-14 выпишите словосочетание со связью примыкание.

  4. Среди предложений 20-30 найдите сложные предложения, включающие односоставные безличные. Напишите номера этих предложений.

  5. Среди предложений 1-8 найдите предложения с приложениями. Напишите номера этих предложений.

  6. Среди предложений 11-17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточнымизъяснительным. Напишите номер этого предложения

  7. Среди предложений 26-32 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и местоимения. Напишите номер этого предложения.

Варианты работы с материалом.

В правом столбце заявлены проблемы анализируемого текста. В левом – тезисы. Соотнесите проблемы и тезисы.

Проблемы

Тезисы

Язык и общество

Язык живой как жизнь.

Состояние современного языка

Слово-это тоже дело

Развитие языка

Борьба за язык есть борьба за культуру.

Слово и дело

Язык нужно бережно сохранять, как охраняют ценности

Богатство и бедность нашей речи

В языке отражаются изменения в обществе.

Язык литературный и разговорный

Без слов нет мысли

Речь человека и его мысли

Обеднение современного русского языка.

В правом столбце заявлены проблемы анализируемого текста. Сформулируйте тезисы.

Проблемы

Тезисы

Язык и общество

Состояние современного языка

Развитие языка

Слово и дело

Богатство и бедность нашей речи

Язык литературный и разговорный

Речь человека и его мысли

В левом столбце заявлены тезисы анализируемого текста. Сформулируйте проблемы.

Проблемы

Тезисы

В языке отражаются изменения в обществе.

Обеднение современного русского языка.

Язык живой как жизнь.

Слово-это тоже дело

Язык нужно бережно сохранять, как охраняют ценности

Борьба за язык есть борьба за культуру.

Без слов нет мысли

Ключи к тесту.

  1. Издавна, подвижный, собеседник.

  2. Что, мы, ничего.

  3. Почему подаёт.

  4. 21,29.

  5. 6,8.

  6. 14.

  7. 28.

Источник: https://multiurok.ru/files/gotovimsia-k-iege-pishiem-sochinieniie-rassuzhdieniie-zadaniie-25.html

ГастритаНет
Добавить комментарий